Организация аттестации педагогических работников в учреждении образования

Нормативное правовое обеспечение аттестации педагогических работников

развернуть
  1. Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101 [Электронный ресурс] : пастанова Мiнiстэрства адукацыя Рэсп. Беларусь 01 жн. 2022 г., № 216 // ЭТАЛОН. Правоприменительная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2022 открыть
  2. Методическое обеспечение аттестации педагогических работников [Электронный ресурс] : методические рекомендации / И. В. Федоров, Е. Г. Новик ; Акад. последиплом. образования. – Минск : АПО, 2022 открыть(.pdf)
  3. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. №101 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыі)» открыть(.pdf)
  4. Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1 : постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 22 июля 2021 г., № 55 открыть
  5. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 26 сакавіка 2014г. №20 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22_жніўня_2012 г. №101» открыть(.pdf)
  6. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 26 лістапада 2014г. №163 «Аб унясенні змяненняў і дапаўнення ў пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22_жніўня_2012 г. № 101» открыть(.pdf)
  7. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 лістапада 2015 г. №131 «Аб унясенні змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. №101» открыть (.pdf)
  8. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101» (постановление вступило в силу 31 мая 2017 года)перейти
  9. Комментарий к выпуску 28 Единого квалификационного справочника должностей служащихОб изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 № 69 : постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 24 фев. 2022 г., № 13 открыть
  10. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» перейти
  11. Об утверждении, введении в действие и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Респ. Беларусь 24 мар. 2022 г., № 54 открыть
  12. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 октября 2013 г. №106 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства труда Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (изложена в новой редакции квалификационная характеристика должности «Руководитель физического воспитания») открыть(.pdf)
  13. Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов. Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954

46. Руководители организаций:
определяют потребности руководящих работников и специалистов в повышении квалификации, переподготовке, стажировке и обеспечивают реализацию их непрерывного профессионального образования;
организуют обучение работников в организации;
обеспечивают соблюдение гарантий работникам, направляемым для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, в порядке, установленном законодательством.
47. Руководители организаций обеспечивают направление:
работников внешнеэкономических и маркетинговых служб, педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года;
педагогических работников из числа лиц профессорско-преподавательского состава для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов или образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет;
иных работников для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.


Об аттестации педагогических работников открыть(.pdf)

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ перейти

свернуть

Показатели для оценки педагогической деятельности в процессе аттестации

развернуть

Для учителей-дефектологов (специалистов учреждений образования, реализующих программу специального образования):

Вторая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Высшая квалификационная категория

Отчет о результатах самообразования на бумажном носителе

Опыт педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях

Обобщение опыта собственной педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях

Разработанные планы-конспекты уроков (занятий) на бумажном носителе и в электронном варианте (два)

Разработанные планы-конспекты уроков (занятий) на бумажном носителе и в электронном варианте (два)

Разработанные планы-конспекты уроков (занятий) на бумажном носителе и в электронном варианте (два)

Анализ ведения документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель руководителя или член аттестационной комиссии)

Анализ ведения документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель руководителя или член аттестационной комиссии)

Анализ ведения документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель руководителя или член аттестационной комиссии)

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии открытых уроков, занятий 

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии открытых уроков, занятий 

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии открытых уроков, занятий 

Анализ работы по созданию и развитию адаптивно-образовательной среды кабинета учителя-дефектолога ПКПП, ЦКРОиР, интегрированного обучения и воспитания (при наличии) или класса (группы) ПКПП, ЦКРОиР, интегрированного обучения и воспитания, специального класса, группы (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или член аттестационной комиссии)

Анализ работы по созданию и развитию адаптивно-образовательной среды кабинета учителя-дефектолога ПКПП, ЦКРОиР, интегрированного обучения и воспитания (при наличии) или класса (группы) ПКПП, ЦКРОиР, интегрированного обучения и воспитания, специального класса, группы (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или член аттестационной комиссии)

Анализ работы по созданию и развитию адаптивно-образовательной среды кабинета учителя-дефектолога ПКПП, ЦКРОиР, интегрированного обучения и воспитания (при наличии) или класса (группы) ПКПП, ЦКРОиР, интегрированного обучения и воспитания, специального класса, группы (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или член аттестационной комиссии)

Анализ материалов диагностической деятельности учителя-дефектолога, учителя, реализующего образовательную программу специального образования (проводит заместитель руководителя член аттестационной комиссии)

Анализ материалов диагностической деятельности учителя-дефектолога, учителя, реализующего образовательную программу специального образования (проводит заместитель руководителя или член аттестационной комиссии)

Анализ материалов диагностической деятельности учителя-дефектолога, учителя, реализующего образовательную программу специального образования (проводит заместитель руководителя или член аттестационной комиссии)

Анализ работы с законными представителями обучающихся 

Анализ работы с законными представителями обучающихся 

Анализ работы с законными представителями обучающихся

Анализ методической деятельности 

Анализ методической деятельности 

Анализ методической деятельности 

Показатели для оценки педагогической деятельности в процессе аттестации

Для педагогов социальных:

Вторая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Высшая квалификационная категория

Отчет о самообразовании (на бумажном носителе)

 Опыт педагогической деятельностина бумажном и электронном носителях

Анализ и обобщение актуального направления собственной профессиональной деятельности (обобщенный опыт работы по актуальному направлению на бумажном и электронном носителях)

Отзыв-характеристика руководителя социально-педагогической и психологической службы о ведении необходимого делопроизводства, использовании нормативной правовой базы, организации труда (на бумажном носителе)

Разработанный содержательный план мероприятия (один) в сфере социального воспитания, социально-педагогической поддержки на бумажном и электронном носителях

 

Разработанный содержательный план мероприятия (один) в сфере социального воспитания, социально-педагогической поддержки на бумажном и электронном носителях

 

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии открытого воспитательного мероприятия

Анализ ведения должностной документации (планов и отчетов, индивидуально-профилактических дел, банков данных, отчетных документов по проведению консультаций и иной профессиональной документации,  применения нормативных правовых актов в профессиональной деятельности 

Анализ ведения должностной документации (планов и отчетов, индивидуально-профилактических дел, банков данных, отчетных документов по проведению консультаций и иной профессиональной документации), применения нормативных правовых актов в профессиональной деятельности 

Анализ проведенного открытого воспитательного мероприятия 

Анализ организации труда с применением современных информационных технологий 

Анализ организации труда с применением современных информационных технологий 

 

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии открытого воспитательного мероприятия (одного).

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии открытых воспитательных мероприятий (двух).

 

Анализ проведенного открытого воспитательного мероприятия 

Анализ проведенных открытых воспитательных мероприятий 

Показатели для оценки педагогической деятельности в процессе аттестации

Для педагогов- психологов:

Вторая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Высшая квалификационная категория

Отчет о самообразовании (на бумажном носителе).

 Опыт педагогической деятельностина бумажном и электронном носителях.

Анализ и обобщение актуального направления собственной профессиональной деятельности (обобщенный опыт работы по актуальному направлению на бумажном и электронном носителях)

Отзыв-характеристика руководителя психологической службы о ведении необходимого делопроизводства, использовании нормативной правовой базы, организации труда (на бумажном носителе)

Разработанный содержательный план мероприятия (один) в сфере психологической поддержки на бумажном и электронном носителях

 

Разработанный содержательный план мероприятия (один) в сфере психологической поддержки на бумажном и электронном носителях

 

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии открытого мероприятия (одно).

Анализ ведения должностной документации (планов и отчетов, индивидуально-профилактических дел, банков данных, отчетных документов по проведению консультаций и иной профессиональной документации,  применения нормативных правовых актов в профессиональной деятельности 

Анализ ведения должностной документации (планов и отчетов, индивидуально-профилактических дел, банков данных, отчетных документов по проведению консультаций и иной профессиональной документации), применения нормативных правовых актов в профессиональной деятельности 

Анализ проведенного открытого мероприятия (одно)

Анализ организации труда с применением современных информационных технологий 

Анализ организации труда с применением современных информационных технологий 

Анализ проводимой психологической профилактики среди обучающихся, родителей и законных представителей обучающихся 

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии открытого мероприятия (одного).

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии открытых мероприятий (двух)

 

Анализ проведенного открытого мероприятия (одного)

Анализ проведенных открытых мероприятий (двух)

 

Анализ проводимой психологической профилактики среди обучающихся, родителей и законных представителей обучающихся

Анализ проводимой психологической профилактики среди обучающихся, родителей и законных представителей обучающихся 

Показатели для оценки педагогической деятельности в процессе аттестации

Для воспитателей:

Вторая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Высшая квалификационная категория

Отчет по самообразованию на бумажном носителе

 Опыт педагогической деятельностина бумажном и электронном носителях.

Анализ и обобщение актуального направления собственной профессиональной деятельности (обобщенный опыт работы по актуальному направлению воспитания на бумажном и электронном носителях)

Конспект мероприятия или режимного момента (одного) на бумажном носителе

Разработанный содержательный план воспитательного мероприятия (двух) на бумажном и электронном носителях

Разработанный содержательный план воспитательного мероприятия (двух) на бумажном и электронном носителях

Отзыв-характеристика руководителя методического объединения или заместителя директора по воспитательной работе о ведении необходимого делопроизводства, использовании нормативной правовой базы, организации труда (на бумажном носителе)

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии одного открытого мероприятия и одного режимного момента

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии одного открытого мероприятия и одного режимного момента

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии открытого мероприятия или режимного момента (одно)

Анализ проведенного открытого мероприятия и режимного момента

Анализ проведенного открытого мероприятия и режимного момента

Анализ проведенного открытого мероприятия или режимного момента (одно)

Анализ ведения должностной документации (планов и отчетов, отчетных документов по проведению мероприятий и иной профессиональной документации), применения нормативных правовых актов в профессиональной деятельности 

Анализ ведения должностной документации (планов и отчетов, отчетных документов по проведению мероприятий и иной профессиональной документации), применения нормативных правовых актов в профессиональной деятельности 

 

Анализ организации труда с применением современных информационных технологий  

Анализ организации труда с применением современных информационных технологий  

 

Показатели для оценки педагогической деятельности в процессе аттестации

Для педагогов-организаторов:

Вторая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Высшая квалификационная категория

Отчет о самообразовании (на бумажном носителе)

 

 

Опыт педагогической деятельности

 

Анализ и обобщение актуального направления собственной профессиональной деятельности (обобщенный опыт работы по актуальному направлению на бумажном и электронном носителях)

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии открытого воспитательного мероприятия (одно)

Отчет о самообразовании за период после предыдущей аттестации (на бумажном носителе)

Содержательный план мероприятия (один) по работе с детскими и молодежными объединениями (на бумажном и электронном носителях)

Анализ проведенного открытого мероприятия (одного)

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии открытого воспитательного мероприятия (одного)

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии открытых воспитательных мероприятий (двух)

Отзыв-характеристика заместителя руководителя учреждения образования о ведении планирующей и учетно-отчетной документации, использовании нормативной правовой базы, организации труда (на бумажном носителе)

Анализ проведенного открытого мероприятия (одного)

Анализ проведенных открытых воспитательных мероприятий (двух)

Анализ документации педагога-организатора. Для всех квалификационных категорий (предъявляются):

  • план работы педагога-организатора на год, план работы на четверть (полугодие); аналитический отчет о работе за год;
  • документация ОО «БРПО»: план работы пионерской дружины (включая разделы по планированию заседаний совета дружины, работы школы актива и т. п.), решения заседаний совета дружины; краткий аналитический отчет о деятельности пионерской дружины за год;
  • документация ОО «БРСМ»: план работы первичной организации, протоколы собраний; краткий аналитический отчет о деятельности первичной организации за год; - документация других общественных объединений ведется по аналогии с ведением документации         ОО «БРСМ» (осуществляет заместитель руководителя учреждения или член аттестационной комиссии).

 

Содержательный план мероприятия

(один) по работе с детскими и молодежными объединениями (на бумажном и электронном носителях)

 

Содержательный  анализ ведения планирующей и учетно-отчетной документации (планов и отчетов,  иной профессиональной документации),  выполнения требований нормативных правовых актов в профессиональной деятельности (осуществляет заместитель руководителя учреждения или член аттестационной комиссии)

 

Содержательный анализ ведения планирующей и учетно-отчетной документации (планов и отчетов, иной профессиональной документации), выполнения требований нормативных правовых актов в профессиональной деятельности (осуществляет заместитель руководителя учреждения или член аттестационной комиссии)

Анализ организации труда с применением современных информационных технологий (осуществляет заместитель руководителя учреждения или член аттестационной комиссии)

 

 

Анализ организации труда с применением современных информационных технологий (осуществляет заместитель руководителя учреждения или член аттестационной комиссии)

Анализ методической, проектной, просветительской деятельности педагога, организации взаимодействия с учащимися, родителями учащихся, педагогами, иных направлений профессиональной деятельности (осуществляется методическими службами, руководителем методического объединения или членом аттестационной комиссии)

 

Показатели для оценки педагогической деятельности в процессе аттестации

Для учителей:

Вторая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Высшая квалификационная категория

Отчет о результатах самообразования на бумажном носителе

Опыт педагогической деятельностина бумажном и электронном носителях

Обобщение опыта собственной педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях

Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном носителе и в электронном варианте (два)

Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном носителе и в электронном варианте (два)

Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном носителе и в электронном варианте (два)

Анализ ведения школьной документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора или член аттестационной комиссии)

Анализ ведения школьной документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора или член аттестационной комиссии)

 

Анализ ведения школьной документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора или член аттестационной комиссии)

Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (один)

Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (два)

Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (два)

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии внеклассных мероприятий по предмету (поддерживающих, стимулирующих, факультативных занятий) (одно)

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии внеклассных мероприятий по предмету (поддерживающих, стимулирующих, факультативных занятий) (одно)

Посещение и анализ членами аттестационной комиссии внеклассных мероприятий по предмету (поддерживающих, стимулирующих, факультативных занятий) (одно)

Анализ работы по созданию и развитию образовательной среды предметного кабинета (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора, руководитель методического объединения или член аттестационной комиссии)

Анализ работы по созданию и развитию образовательной среды предметного кабинета (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора, руководитель методического объединения или член аттестационной комиссии)

Анализ работы по созданию и развитию образовательной среды предметного кабинета (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора, руководитель методического объединения или член аттестационной комиссии)

Анализ работы учителя как классного руководителя, анализ внеклассного мероприятия (одно) (если педагогический работник является классным руководителем)

Анализ работы учителя как классного руководителя, анализ внеклассного мероприятия (одно) (если педагогический работник является классным руководителем)

Анализ работы учителя как классного руководителя, анализ внеклассного мероприятия (одно) (если педагогический работник является классным руководителем)

Определение уровня самооценки учителя на основе самоанализа проведенных мероприятий

Определение уровня самооценки учителя на основе самоанализа проведенных мероприятий

 

Определение уровня самооценки учителя на основе самоанализа проведенных мероприятий

Диагностика уровня обученности учащихся и анализ динамики (осуществляет заместитель директора или член аттестационной комиссии на основе контрольных работ, срезов, мониторинга и т. д.)

Диагностика уровня обученности учащихся и анализ динамики (осуществляет заместитель директора или член аттестационной комиссии на основе контрольных работ, срезов, мониторинга и т. д.)

Диагностика уровня обученности учащихся и анализ динамики (осуществляет заместитель директора или член аттестационной комиссии на основе контрольных работ, срезов, мониторинга и т. д.)

Результативность участия в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах (аттестуемый предоставляет в письменной форме)

Результативность участия в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах (аттестуемый предоставляет в письменной форме)

Результативность участия в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах (аттестуемый предоставляет в письменной форме)

Анализ работы с законными представителями обучающихся 

Анализ работы с законными представителями обучающихся 

Анализ работы с законными представителями обучающихся 

Анализ методической деятельности 

Анализ методической деятельности 

Анализ методической деятельности 

 
свернуть

Образец заявления

развернуть

Заявление                                                           Председателю аттестационной комисси                  30.10.2022                                                          Государственного учреждения образования
                                                                           "Обчугская средняя школа Крупского района"
                                                                            Ганчаровой Людмиле Николаевне
                                                                            Сергеева Сергея Сергеевича,
                                                                            учителя русского языка и литературы
                                                                            второй квалификационной категории

Прошу допустить меня к прохождению аттестации на присвоение
первой квалификационной категории учителя.
Основания:

1. высшее; УО «МГПУ им. М.Танка»; 2011; филолог, преподаватель; учитель
русского языка и литературы;

2. вторая квалификационная категория в должности учителя
присвоена 29.10.2013, приказ №124-к;
4. п.18, ч.1 п.19 Инструкции.

Подпись                                                                                           Расшифровка подписи

свернуть

Организация и проведение аттестации педагогических работников

развернуть
  1. Заявление в аттестационную комиссию УО  пишется от руки.

  2. Заявление на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» подаётся в аттестационную комиссию отдела, управления (п.15 Инструкции).

 Первый этап – организационный, который включает в себя проведение собрания коллектива педагогических работников учреждения образования для выборов аттестационной комиссии в соответствии с требованиями и сроками, которые устанавливает Инструкция (пп. 11–15 Инструкции). Принятые решения оформляются протоколом заседания. В состав аттестационной комиссии избирается не менее пяти человек (педагогические работники, имеющие первую, высшую квалификационную категорию, квалификационную категорию «учитель-методист»), а также входят руководитель организации системы образования или, по его решению, другое уполномоченное лицо и представитель профсоюзного комитета. До проведения процедуры тайного голосования из числа членов коллектива педагогических работников избирается счетная комиссия в составе не менее трех человек (в составе председателя и членов комиссии), которая организует тайное голосование, осуществляет подсчет голосов и оформление протокола счетной комиссии по итогам избрания аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия избирает из числа членов комиссии председателя, заместителя председателя, секретаря. Состав аттестационной комиссии учреждения образования утверждается приказом руководителя учреждения до 1 октября текущего учебного года и доводится до сведения педагогических работников. Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты подписания приказа о еѐ создании.

Второй этап – подготовительный. Данный этап включает: - прием заявлений от желающих пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории. Аттестация на присвоение квалификационных категорий проводится только по инициативе педагогического работника, который подает заявление в соответствующую аттестационную комиссию.

Обязательными условиями допуска педагогического работника к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории являются (п. 18 Инструкции):

соответствие полученного образования квалификационным требованиям. Данное требование учитывается во всех случаях допуска (отказа в допуске) педагогического работника к аттестации и определяется по диплому об образовании. В целях уточнения уровня профессионального образования и наличия специального образования соответствие полученного образования квалификационным требованиям может устанавливаться на основании ОКРБ. В случае, если данная специальность отсутствует в ОКРБ, для уточнения информации необходимо обращаться в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (http://www.nihe.bsu.by). Пунктом 9 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, (далее – Общие положения), определено, что наличие у служащего диплома о высшем (среднем специальном) образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, в соответствии с профилем (направлением) образования, специальностью, которые указаны в разделе «Квалификационные требования»; − наличие стажа работы в соответствии с требованиями Инструкции (части первая, вторая и шестая п. 19 Инструкции). Данное требование не учитывается в случаях, которые предусмотрены частью третьей– пятой, седьмой п. 19, пп. 20, 20-1 Инструкции.

Стаж работы по занимаемой должности и сроки получения предыдущей категории определяются по трудовой книжке (выписке из приказа). Претендовать на присвоение второй квалификационной категории имеют право педагогические работники, которые имеют стаж работы два года. Исключением являются лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием, среднем специальном образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователяпервой, высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист»- три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории.

Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования, которая предусмотрена Положением о повышении квалификации. В данном случае необходим документ, подтверждающий прохождение повышения квалификации. Переподготовка, стажировка, получение образования в очной и заочной форме не относится к освоению содержания образовательной программы повышения квалификации. На основании Инструкции (п. 19, часть 7) педагогические работники, которым квалификационная категории присвоена в зарубежных странах, допускаются к аттестации на присвоение той же квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию. При этом необходимо установить соответствие образования квалификационным требованиям. Документы об образовании должны быть признаны в Республике Беларусь в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 981 «Об утверждении Положения о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств». Для допуска к аттестации необходимо так же пройти повышение квалификации в установленные сроки. При аттестации на присвоение высшей квалификационной категории данные педагоги должны сдавать квалификационный экзамен. Педагогические работники, занятые в должности на условиях совместительства, могут проходить аттестацию в установленном порядке (часть третья п. 20 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты от 30.06.2014).

В случае положительного решения о допуске к аттестации, руководителем организации системы образования издается приказ, которым определяются: сроки проведения аттестации; списки педагогических работников, которые допущены к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории, а также проходят обязательную аттестацию на подтверждение квалификационной категории; график аттестации.

 График аттестации согласовывается с профсоюзным комитетом учреждения образования. С приказом педагогические работники должны быть ознакомлены в течение трѐх рабочих дней со дня его издания.

Аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится по инициативе руководителя организации системы образования в случаях, предусмотренных п. 5 Инструкции. 15 Руководитель организации вносит на рассмотрение педагогического совета (совета учреждения образования) вопрос о подтверждении квалификационной категории работника. В случае согласия педагогического совета (совета учреждения образования) с предложением о проведении аттестации на подтверждение квалификационной категории в отношении педагогического работника информация о данном решении (выписка из протокола) передается руководителю учреждения образования. За подписью руководителя учреждения образования издается приказ об обязательной аттестации на подтверждение квалификационной категории.

На основании приказа руководителя учреждения образования, за его подписью выдается направление на сдачу квалификационного экзамена на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории. Направление высылается в учреждение, в котором создана квалификационная комиссия по данному направлению педагогической деятельности (Приложение к Инструкции). В направлении обязательно должна быть указана электронная почта учреждения образования.

Для педагогических работников, которые претендуют на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме вышеперечисленных требований предъявляются дополнительные, а именно: наличие авторской методики преподавания учебного предмета либо личного опыта, который обобщен (от уровня района до уровня республики) и используется другими учителями учреждений общего среднего образования; публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных технологий обучения и воспитания, использования эффективных форм, методов и средств обучения; опыт руководства методическим формированием, сопровождения профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения. Решение о допуске к аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» принимает аттестационная комиссия управления (отдела) по образованию (образования), спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа.

Составляющей частью третьего этапа аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» является квалификационный экзамен. От сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, в соответствии с п. 30 Инструкции, освобождаются некоторые педагогические работники. Особое внимание следует обратить на соблюдение подпункта 30.5 пункта 30. Инструкции (в части «педагогических работников, которые за последние пять лет … подготовили победителей (гран-при … дипломы I, II, III степени) и (или) призеров международных и республиканских фестивалей, конкурсов…, других художественно-творческих соревнований» и т. д. по тексту). Обязательным требованием является наличие официального Положения (приказа или иного удостоверяющего документа) о проведении конкурса, фестиваля, выставки и других мероприятий. Данные мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Например: аттестация педагогических работников на высшую квалификационную категорию без квалификационного экзамена, в соответствии с подпунктом 30.6 пункта 30, может осуществляться только в случае, если в положении о проведении конкурса указано, что это конкурс учителей или научно-педагогических работников, но не конкурс методических разработок, конкурс разработок уроков и т. д. Также квалификационный экзамен не сдают педагогические работники, которые проходят аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории на основании п. 20 Инструкции. Например: педагогический работник имеет высшую квалификационную категорию по должности «Учитель». С текущего учебного года он по совместительству стал работать педагогом дополнительного образования без квалификационной категории. Педагогический работник имеет право пройти аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории по должности «Педагог дополнительного образования» на основании данного пункта.

Третий этап – изучение педагогической деятельности аттестуемого, подготовка аналитической информации о деятельности аттестуемого на вторую и первую квалификационные категории, а при наличии положительных результатов квалификационного экзамена – на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист». Требования к оценке педагогической деятельности в процессе аттестации обозначены в соответствующем разделе сайта.

В случае, если педагогический работник по результатам квалификационного экзамена получил отметку «не сдал», дальнейшая его аттестация не проводится. Аттестация проводится для всех педагогических работников, в т. ч. освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории в соответствии с п. 30 Инструкции и на присвоение квалификационной категории на основании с пп. 20, 20-1 Инструкции. Инструкцией (пп. 22, 23) определены максимальные сроки подготовки аттестационных материалов и проведения аттестации педагогических работников. Изучение педагогической деятельности аттестуемого, подготовка аналитических материалов о деятельности аттестуемого на вторую и первую квалификационные категории, а при наличии положительных результатов квалификационного экзамена – на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» осуществляется аттестационной комиссией в соответствии со сроками, указанными в приказе руководителя организации.

 Аналитические материалы готовятся на основании: посещенных занятий (учебных, факультативных, поддерживающих, стимулирующих занятий, воспитательных мероприятий), анализа и самоанализа педагогическим работником данных мероприятий, которые позволяют оценить многие педагогические компетентности: умение отбирать содержание образования, ставить цели педагогической деятельности, осуществлять дифференцированный подход в обучении, осуществлять организацию урока на основе деятельностного подхода и др.; анализа методических разработок учебных занятий и факультативных материалов к ним. Данные материалы являются источником информации для оценки умений планировать собственную деятельность в направлении отбора содержания, организации деятельности обучающихся, постановки целей и задач и др.; результатов учебной деятельности обучающихся, их динамики, анализа результатов мониторинга качества образования. В качестве показателей для анализа могут выступать: успеваемость обучающихся, в  том числе в сравнении с предыдущими годами, данные самоконтроля учреждения образования, результаты адаптационных периодов, контрольных срезов, уровень социализации учащихся и др.; участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, смотрах, проектах и т. п. Данный параметр может дополнительно свидетельствовать об умении педагогического работника учитывать индивидуальные образовательные интересы обучающихся, повышать их мотивацию. Данные материалы могут стать важным источником анализа уровня развития педагогической компетентности, отражая ее результативность; анализа имеющихся поощрений и наказаний (уточняется по записям в трудовой книжке, личном деле). Данный показатель может позволить повысить объективность оценки профессиональной деятельности аттестуемого; результатов оценки собственной педагогической деятельности педагогического работника. Самооценка, наряду с оценкой аттестационной комиссии, позволяет построить собеседование с аттестуемым, выработать рекомендации по его дальнейшему профессиональному росту. Объективность самооценки педагогического работника позволяет также определить его рефлексивные способности; результатов самостоятельной работы педагогического работника по совершенствованию предметно-методической компетентности. Данные материалы позволяют оценить достижения педагогического работника в области повышения профессионального мастерства; результатов опроса воспитанников, обучающихся и их законных представителей по определению степени удовлетворенности качеством предоставляемых педагогическим работником образовательных услуг.

 При проведении аттестации в учреждении образования следует обращать внимание на выполнение педагогическими работниками своих должностных обязанностей: проведение уроков,  самоанализ проведенного з333нятия.

На основании подготовленных аналитических материалов, изучения уровня профессиональной деятельности педагога готовится характеристика (раздел ), в которой содержится информация о его деловых и личностных качествах. Характеристика не должна дублировать содержание аналитических материалов.

Четвертый (итоговый) этап – проведение аттестационного собеседования.

Решение аттестационной комиссии: присвоить (отказать), подтвердить, снизить, отменить.

Решение принято: 50% проголосовало «за», присутствовало 2/3 членов комиссии. Если принято решение отказать, снизить, отменить – аттестоваться можно повторно через год

свернуть

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников

развернуть

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников [Электронный ресурс] : методические рекомендации / И. В. Федоров, Е. Г. Новик ; Акад. последиплом. образования. – Минск : АПО, 2022. 


Книги серии «Квалификационный экзамен» 


Методические рекомендации по выявлению, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта [Электронный ресурс] / И. В. Федоров, О. В. Сурикова. – Минск : АПО, 2018. – 69 с. 


Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов : метод. рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2012. – 92 с. 


Учитель-методист — образованию Республики Беларусь


Республиканский семинар «Нормативное правовое обеспечение аттестации»

материалы взяты с сайта АПО г.Минска

свернуть