Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома
Государственное учреждение образования
Обчугская средняя школа Крупского района
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V, IX классов
Мой ребенок становится подростком
Психологические особенности младших подростков
Ребенок в коллективе сверстников
Межличностное общение подростков
Отношения в семье
Компьютерные игры: польза или вред?
Вопросы дисциплины
Ваш любимый неидеальный ребенок
Подростковый возраст: проблемы полового созревания
Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте
Как помочь ребенку стать взрослым?
Подростки в социальных сетях: безопасное поведение
Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье
Предотвращение отчужденности между родителями и детьми
Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?
Ответственность родителей за воспитание детей
свернутьПЛАН КОНСУЛЬТАЦИЙ
(индивидуальные и групповые)
для учащихся 2,4 классов
ГУО "Обчугская средняя школа Крупского района"
2023/2024 учебный год
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Сроки проведения |
Ответственные |
2 |
Воспитание вежливости
Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях Роль отца в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением |
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь Февраль
Март
Апрель
|
Ганчарова Л.Н. |
4 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул |
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Март
Май |
Худоногова О.П. |
свернуть
Детско-родительский университет
Положение о деятельности детско-родительского университета
1.1. Настоящее положение определяет организационно-методическую основу деятельности детско - родительского университета, организованного на базе ГУО “Обчугская средняя школа Крупского района” и устанавливает примерный порядок его работы
1.2. Детско-родительский университет – организационная форма взаимодействия педагогов учреждения образования и родителей по всестороннему сопровождению воспитания и развития обучающихся
1.3. Руководителем детско-родительского университета является педагог, назначенный приказом директора
1.4. В состав детско-университета входят: ответственные педагоги, классные руководители, родители обучающихся, учащиеся
1.5. Персональный состав детско-родительского университета утверждается приказом руководителя учреждения образования
1.6. В своей деятельности детско-родительский университет руководствуется актами в области защиты прав детей, Кодексом об образовании, инструктивно-методическим письмом “Организация эффективного взаимодействия учреждения образования с семьей”
2.1. Цель: создание условий для организации комплексного психолого-педагогического просвещения родителей
2.2. Основные задачи:
-обеспечить эффективное взаимодействие учреждения образования и родителей;
-оказать психолого-педагогическую помощь родителям в обеспечении успешной социализации обучающихся
3.1. Разработка социальных проектов и программ
3.2. Организация благотворительных акций “Забота”, “Ветеран живет рядом”
3.3. Проведение “круглых столов”, диспутов, семейных гостиных
3.4. Организация совместного досуга
4.1. Деятельность детско-родительского университета основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления
4.2. Руководитель имеет право:
-распространять информацию о своей деятельности;
-проводить собрания;
-выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни учреждения образования, вносить предложения
4.3. Члены детско-родительского университета. Обязанности и права.
4.4. Членом детско-родительского университета может быть родитель, педагог учреждения образования, учащийся в возрасте от 12 до 18 лет
4.5. Член детско-родительского университета имеет право:
-участвовать в обсуждениях вопросов деятельности учреждения образования
4.6.Обязанности членов детско-родительского университета:
Член университета обязан:
-проявлять активность. Творческий подход и ответственное отношение к порученному делу;
-регулярно посещать заседания совета родительского университета, участвовать в работе совета
5.1. Годовой план работы детско-родительского университета
5.2. План работы совета родительского комитета
6.1. Родительские собрания
6.2. Индивидуальные консультации
6.3. Открытые уроки и внеклассные мероприятия
6.4. Посещение на дому
6.5. Общение с родителями
6.6. Телефонные звонки
6.7. Психолого-педагогическое просвещение родителей
свернутьПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
«Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся 10-11 классов
ГУО "Обчугская средняя школа Крупского района"
2023/2024 учебный год
Класс |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
10 класс |
|||
Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи.Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
|||
10 |
20.09.2023 |
Лекция |
Костюченко Е.П. классный руководитель 11 класса, Чирикова Н.В., участковый педиатр |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
|||
10 |
20.11.2023 |
Дискуссия |
Костюченко Е.П. классный руководитель 11 класса |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
|||
10 |
28.02.2024 |
Круглый стол |
Костюченко Е.П. классный руководитель 11 класса, Чирикова Н.В., участковый педиатр |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
|||
10 «А» |
23.04.2024 |
Психологический тренинг |
Педагог-психолог ГУО «СПЦ Крупского района» |
11 класс |
|||
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии |
|||
11 |
20.10.2023 |
Семинар-практикум |
Педагог-психолог ГУО «СПЦ Крупского района» |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
|||
11 |
18.12.2023 |
Интерактивная беседа |
Костюченко Е.П., классный руководитель 11 класса, педагог-психолог ГУО «СПЦ Крупского района», инспектор ИДН Крупского РОВД |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
|||
11 |
19.03.2024 |
Круглый стол |
Костюченко Е.П., классный руководитель 11 класса |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации) Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. |
|||
11 |
14.05.2024 |
Психологический тренинг |
Костюченко Е.П., классный руководитель 11 класса, педагог-психолог ГУО «СПЦ Крупского района» |
свернуть
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
III. Содержательное:
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V, IX классов
ГУО "Обчугская средняя школа Крупского района"
2023/2024 учебный год
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведе- ния |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
5 класс |
|||
1.1 |
1. Тема 1. Семья и ее функции. Взаимоотношения взрослых в семье – пример для подражания?! Повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка. |
сентябрь |
семинар-практикум/ вебинар |
Классные руководители Ганчарова Л.Н. |
1.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. |
ноябрь |
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум |
Классные руководители Ганчарова Л.Н |
1.3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
февраль |
лекция/беседа/ вебинар |
Классные руководители Ганчарова Л.Н |
1.4 |
Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
Классные руководители Ганчарова Л.Н |
2 |
9 класс |
|||
2.1 |
Тема 1.Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
октябрь |
лекция/ конферен-ция/ вебинар |
Классные руководители Ганчарова Л.Н. |
2.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
декабрь |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
Классные руководители Ганчарова Л.Н. |
2.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
февраль |
лекция/ беседа/ семинар-практикум |
Классные руководители Ганчарова Л.Н. |
2.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
апрель |
конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар |
Классные руководители Ганчарова Л.Н. |
План работы
Родительского университета
ГУО «Обчугская средняя школа
Крупского района»
на 2023/2024 учебный год
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся IІ, IV классов
№ |
название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
сроки проведения |
ответственные |
|
|
||||
2 класс |
||||
21 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться (беседа) Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
октябрь
|
Ганчарова Л.Н. |
|
22 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни (круглый стол) Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
декабрь |
Ганчарова Л.Н. |
|
23 |
Тема 3.Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка (консультация) Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
февраль |
Ганчарова Л.Н. |
|
24 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье (круглый стол) Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
май |
Ганчарова Л.Н. |
|
4-е классы |
||||
41 |
Тема . 1Ребенок и компьютер (беседа) Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером
|
октябрь |
Худоногова О.П. |
|
42 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей (круглый стол) Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
декабрь
|
Худоногова О.П. |
|
43 |
Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов (лекция) Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.
|
февраль |
Худоногова О.П. |
|
44 |
Тема 4. Книги в жизни школьника (круглый стол) Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
май |
Худоногова О.П. |
|
Ответственная классный руководитель 4 класса Худоногова О.П.
свернуть