Арганізацыя харчавання

Документация пищеблока

развернуть
свернуть

Рекомендации

развернуть

Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует здоровью в будущем, обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности, создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде и формирует здоровье взрослого населения.

Недостаток белка, витаминов и микроэлементов приводит к задержке в развитии, повышает риск возникновения инфекций, анемии, сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Правильный режим питания

  • Завтрак перед уходом в школу должен состоять из двух блюд. Первое блюдо может быть крупяным, овощным или мучным. Очень полезно также давать ребенку творог или яйцо, второе блюдо – чай с молоком, молоко, кофе, хлеб с маслом и сыром.
  • В школе ученик должен ОБЯЗАТЕЛЬНО получить горячий завтрак.
  • Длительное голодание по 6-7 часов приводит к более быстрому утомлению и может способствовать развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.
  • Придя, домой из школы, ребенку необходимо получить полноценный обед из 3-х блюд. Первое блюдо не является основной частью обеда, поэтому не следует давать детям много жидкого блюда, школьникам 7-11 лет достаточно 300г супа. Основная часть обеда – второе блюдо должно быть мясное, рыбное с крупяным или овощным гарниром. Третье блюдо – сладкое (компот, кисель и др.)
  • На полдник детям необходимы: кефир, молоко, чай со сдобной булочкой, ватрушкой, пряником. Хорошо дополнить полдник ягодами, фруктами.
  • Ужинать детям нужно не позднее, чем за 1-1,5 часа до сна. Ужин не должен быть очень обильным, так как сон с переполненным желудком обычно бывает неспокойным. Ужин должен состоять их двух блюд: первое – творог, рыба, яйца, овощи, крупяные и мучные блюда, второе – молоко, кефир, простокваша, кисель и др.
  • Детей нужно приучать есть не спеша, тщательно пережевывая пищу, не отвлекаясь, так как чтение, оживленные разговоры и т.д. во время еды затормаживают выделение пищеварительных соков и ухудшают процесс пищеварения.

Старайтесь использовать продукты антиоксидантного действия:

  • Антиоксиданты – соединения различной химической природы, способные тормозить или устранять свободнорадикальное окисление органических веществ. Антиоксидантными свойствами обладают витамины А,С и Е. Источник их поступления в организм – различные растения и продукты животного происхождения:
  • Витамин С (70-100 мг/сут): шиповник, черная смородина, сладкий перец, облепиха, черноплодная рябина, земляника, томаты, цитрусовые, капуста, зеленый лук.
  • Витамин Е (12-17 мг/сут): облепиха, кукуруза, бобовые, нерафинированные растительные масла (лучше оливковое), гречка, семечки подсолнуха, семена злаковых.
  • Витамин А (1-1,5 мг/сут): говяжья печень, сливочное масло, яичный желток; бета-каротины: морковь, красный сладкий перец, петрушка, щавель, сельдерей.

Основными источниками поступления микроэлементов в организм являются следующие продукты:

  • Йод (50-180 мкг/сут): морская капуста, морепродукты, рыба, фасоль, гречневая крупа, чеснок, салат, свекла, огурцы, черноплодная рябина. Поскольку в растительной продукции, выращенной на наших почвах, йода нет, наиболее доступным и эффективным способом восполнения дефицита йода является ежедневное употребление йодированной соли в обычном количестве (5-6 граммов в сутки).
  • Цинк (16 мг/сут): кукуруза, грецкие орехи, овсяная крупа, рис, горох, фасоль, семена подсолнечника и тыквы, картофель, цветная капуста, свекла, морковь, щавель, желток яйца, печень, говядина, креветки, сельдь, судак.
  • Медь (2 мг/сут):растительные продукты (свекла, картофель, яблоки, горох, фасоль, орехи, соя, овсянка, гречка), сыр, печень, рыба, мясо.
  • Селен (100 мкг/сут): чеснок, зерновые (особенно рис, ячмень, овес), рыба. Селен входит в состав фермента глутатионпероксидазы, участвующей в обезвреживании свободных радикалов.
  • Кобальт (100 мкг/сут): щавель, груши, укроп, свекла, зеленый лук, черная смородина, рыба, морковь, клюква, рябина, орехи, горох, фасоль, бобы. Кобальт необходим для системы кроветворения, входит в состав витамина В1.
  • Магний (280-300 мкг/сут) способствует обмену углеводов и белков. Содержится в зеленых листовых овощах, морской капусте, цельном зерне, бобовых, орехах, семечках и редьке.
  • Железо (100-150 мкг/сут) – компонент гемоглобина, увеличивает сопротивляемость организма. Содержится в мясе, рыбе, яблоках, салате, изюме, рябине черноплодной, цельном зерне, орехах и семечках.
  • Особое внимание необходимо уделить назначению калия (овощи, фрукты) как микроэлементу, вытесняющему цезий, и кальцию (молоко и молочные продукты, гречневая крупа), вытесняющему из организма стронций.
свернуть

Как правильно питаться

развернуть

Существует теория питания, которая многократно подтверждена практикой и которой придерживаются все страны мира. Она лежит в основе всей диетологии. Так и называется теория сбалансированного или рационального питания, которое включает следующие законы:

ЗАКОН 1:

Соответствие калорийности пищевого рациона суточным энергетическим затратам.

ЗАКОН 2

Соответствие химического состава, калорийности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма.

ЗАКОН 3

Сбалансированное соотношение пищевых веществ в рационе (белков, жиров, углеводов).

ЗАКОН 4

Разнообразие используемых пищевых продуктов т.е. широкий ассортимент продуктов питания.

ЗАКОН 5

Соблюдение режима питания.

Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей, пола, их активности. Рацион должен включать такой набор пищевых продуктов, который бы обеспечил энергетические затраты, т.е. полностью удовлетворял потребности растущего организма в пищевых веществах и энергии. В рационе питания должно быть рассчитано количество белков, жиров, углеводов, других веществ. Нужно также учитывать соотношение этих пищевых веществ. Например, белки животного и растительного происхождения- белки сои, мяса и т.д. Белков животного происхождения должно быть не менее 30% от общего количества белка в пищевом рационе.

Организму также необходимы ненасыщенные жирные кислоты и жирорастворимые витамины А, Д, Е, основными пищевыми источниками которых является нерафинированное льняное, подсолнечное, оливковое масло, рыбий жир. Достаточно употреблять 1-2 чайных ложки смеси этих масел в день в составе продуктов. Рыбий жир необходимо принимать всем в течение всего холодного периода регулярно в профилактической дозировке.

Чтобы получить весь набор минеральных веществ и витаминов, мы должны, по мнению учёных, использовать не менее ста видов растительных продуктов, включая зелень и приправы, листовые и травяные чаи, специи.

Список продуктов получается очень широкий: это и бобовые (горох, фасоль, соя, чечевица), орехи и семечки любые, и все овощи, в том числе все виды капусты (цветная, белокочанная, кольраби, брокколи), фрукты и ягоды по сезону в любом количестве. Каждый день необходимо употреблять не менее4 любых фруктов среднего размера (яблоки, апельсины, груши) и около 300 граммов различных овощей. Это могут быть салаты, винегреты, овощной суп или борщ, овощная нарезка, гарнир из тушёных овощей. Всё годится. Полезны также каши из цельных круп (гречневой, овсяной, перловой, пшённой), которые могут использоваться каждый день в качестве гарнира или как самостоятельное блюдо, так как содержат весь набор необходимых веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы. Очень важным продуктом для детей являются яйца. Трудно переоценить их значение в питании детей. Их можно давать школьникам каждый день в любом виде. Особенно полезны перепелиные яйца.

Хотя бы 1-2 раза в неделю детям нужно готовить рыбу. С точки зрения дополнительного поступления в организм йода более полезна, конечно, морская рыба и другие продукты моря.

Каждый день дети должны получать молочные продукты. При их выборе отдавайте предпочтение традиционным продуктам: молоку, кефиру, ряженке, творогу, сыру, сметане.

В последнее время уже идет речь о том, что необходимо включать в рацион флавоноиды из трав (флавоноиды – это вещества которые находятся в растениях, обладают способностью укреплять стенки капилляров, имеют антиоксидантное действие). В организм обязательно должны поступать микроэлементы: калий, кобальт, селен и др.

А если ребенок питается в основном сухариками или рацион его питания наполовину состоит из чипсов, то организм явно не получает многие очень важные питательные вещества. А это чревато серьезными последствиями. Вы дом построите, если кирпичей не будет хватать или цемента не будет? А ведь в нашем организме все построено из тканей. Кожа, мышцы — все это ткани, кровь – это тоже ткань.

Активные вещества, которые регулируют работу тканей, тоже состоят из белков, жиров, углеводов и человек должен их получать с пищей. Если школьник вместо обеда каждый день ест чипсы, то у него возникает нутриентная недостаточность — недостаточность аминокислот, витаминов, других необходимых веществ. И если питание не корректируется, то это, в конце концов, заканчивается ослаблением защитных функций организма, человек становится более подвержен воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе воздействию патогенных микроорганизмов, вызывающих острые респираторные вирусные инфекции. У школьника, который правильно питается, хорошо функционируют ферментные системы и иммунная система способна его защитить. Если же организм не получает нужных веществ, то эти системы ослаблены, соответственно и защитить организм от неблагоприятных факторов окружающей среды они не в состоянии.

НЕОХОДИМО СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Чтобы быть здоровым необходимо получать горячее питание не менее 3-4 раз в день. Завтрак при этом обязателен. Во-первых, дети, которые ежедневно сытно завтракают, лучше учатся, у них лучше память и показатели интеллекта, они реже пропускают занятия в школе и, что не менее важно, реже страдают от избыточного веса, даже если за день получают больше калорий. К такому выводу пришли американские учёные. Дети, отказавшиеся от завтрака, в школе испытывают такой дефицит энергии, что переедают за обедом и ужином. Это приводит к нарушению обменных процессов и повышению массы тела. Кроме того, те дети, которые регулярно отказываются от завтрака, чаще болеют простудными заболеваниями, чем их «завтракающие» сверстники.

Очень важно, чтобы завтрак протекал в спокойной обстановке. Особенно полезен завтрак, содержащий злаки, фрукты, молочные продукты, яйца. Первый завтрак должен быть дома.

Второй завтрак дети получают в школе. Это необходимо, поскольку активно работающий мозг в промежутке времени между 9 и 13 часами нуждается в дополнительном количестве питательных веществ, нельзя пренебрегать этим приёмом пищи.

Период с 13 до 15 часов является идеальным временем для обеда. Не следует откладывать его на более поздний период или отказываться от обеда вообще. В это время активно работают все органы пищеварения, обеспечивая хорошее расщепление и усвоение пищевых масс. Другими словами, всё съеденное будет полностью усвоено и использовано организмом для построения тканей и обеспечения его энергетических потребностей. В обед ребёнка можно покормить традиционным набором, включающим первое и второе блюдо, можно ограничиться только одним первым или вторым блюдом. Всё зависит от обстоятельств. Важно понимать следующее: любое приготовленное дома блюдо – это лучше, чем любой перекус или перехват в виде пирожков, бутербродов, чипсов, лапши «Rollton», сухих завтраков и других продуктов быстрого питания.

Во второй половине дня детям обычно предлагают полдник, который так же вполне оправдан. Кто-то в это время учится в школе во вторую смену, кто-то готовит уроки дома, посещает секции, кружки или дополнительные занятия. В любом случае, затрачивается немало энергии. В зависимости от обстоятельств полдник может состоять из второго блюда с небольшим гарниром, лучше овощным, или он может ограничиться творогом, сыром, овощами, омлетом или просто яйцом, обязательно добавив к ним фрукты. В некоторых случаях полдник может полностью состоять из ягод и фруктов. Полдник ещё тем хорош, что помогает отчасти разгрузить ужин, что очень важно.

Ужинать детям нужно не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна. Ужин не должен быть обильным, так как сон с переполненным желудком будет неспокойным. На ужин можно предложить детям творог, рыбу, яйца, овощи, кашу, молоко, кефир, простоквашу.

НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

  • на срок хранения пищевых продуктов;
  • на состав пищевого продукта, т.е. на то, какая информация содержится на этикетке и конечно же — на состав пищевых добавок. Следует понимать, что чем проще и натуральнее продукт, тем он безопаснее и полезнее для детского организма.

В одной упаковке продукта могут быть токсические вещества, но не выше нормы.

Давайте вернемся к чипсам. В чипсы добавляют много пищевых добавок: ароматизаторы, консерванты, и т.д. А они тоже токсичные, большинство из них, во всяком случае, небезопасны. Поэтому для употребления некоторых из этих веществ есть ограничения по возрасту. Например, детям до 10 лет нельзя употреблять определенные пищевые добавки. Но ведь у нас дети едят чипсы и сухарики с трехлетнего возраста.

Каких продуктов следует остерегаться?

Следует полностью исключить из рациона детей чипсы, лапшу «Роллтон», бульонные кубики, газированные напитки и др. продукты быстрого приготовления. Они содержат пищевые добавки большое количество скрытой соли, сахара, перегружающие систему пищеварения. Мы должны не просто оградить детей от вредных продуктов, но и сформировать у них правильное отношение к ним.

Не рекомендуется часто давать детям бутерброды, пирожки, сдобные булочки, сосиски в тесте, пиццу, хот-доги и гамбургеры, картофель фри, заварной картофель, хлопья, палочки, взорванные хлопья, фигурные изделия из кукурузы, сухие зерновые плитки.

Чтобы организм ребенка хорошо функционировал на фоне неблагоприятных факторов, надо поддерживать ее в активном состоянии и следить за тем, чем и как питается школьник.

Существует масса слухов и домыслом на тему того, как должна выглядеть система правильного питания: кто-то считает, что это вегетарианство, кто-то и дня не может прожить без хорошего стейка, а для кого-то это просто вкусное питание. Если вы хотите, чтобы было ваше питание правильным, то вам следует включить в ваш образ жизни эти простые и полезные правила: В правильном питании необходимо разнообразие: немного мяса, много овощей, фруктов, рыбы и продуктов из муки грубого помола. Это дает организму все питательные и необходимые для жизни вещества, в которых он нуждается. Одностороннее питание, применяемое прежде всего в некоторых диетах, приносит вред здоровью. Белки, жиры и углеводы — энергетические вещества, которые должны поставляться с пищей.

-Правильный режим питания. Большие порции создают излишнюю нагрузку для организма и пищеварения. Они вызывают чувство переполнения, усталость и вялость. Лучше есть не три раза в день помногу, а пять раз небольшими порциями. Перерывы между едой не будут слишком большими, и «калорийные бомбы» при этом не вытеснят здоровое чувство голода.  -Ешьте медленно и с удовольствием – это главное для правильного питания. Торопливый едок обычно ест слишком много. Ученые установили, что признаки насыщения появляются лишь через пятнадцать минут после еды. Это значит, что тот, кто с жадностью глотает свою еду, уже за несколько минут получает достаточно калорий/джоулей, не давая своему организму возможности сообщить о переходе границы насыщения.  -То, что относится к еде, следует соблюдать и в отношении питья. Если у вас сильная жажда, то лучше всего выпить воды. Не следует переоценивать значение утоляющего жажду пива из-за содержания в нем алкоголя и калорийности. Из горлышка пивной бутылки можно очень быстро получить излишки энергии. Будьте осторожны и со сладкими напитками (лимонадами, фруктовыми соками или напитками с колой). Они не утоляют жажду, но содержат до ста десяти грамм сахара в одном литре. 

-Не пейте слишком мало: дневная потребность в жидкости составляет полтора-два литра. Очень рекомендуется минеральная вода или чай (лучше всего — фруктовый чай). Умеренно могут употребляться молоко, кофе, пиво, вино, шампанское и напитки с фруктовыми соками.  -Правильное соотношение белков, жиров и углеводов. В вашем рационе их должно быть тридцать, тридцать и сорок процентов соответственно. Но не забывайте о качестве строительных элементов: от куска сладкого торта или зажаренного в углях куска мяса у вас, конечно, прибавится углеводов и белка, но их польза для здоровья весьма сомнительна. Полноценное питание включает в себя сложные углеводы, хорошие приготовленное мясо и полезные жиры.

Как правильно принимать пищу?

Мы крайне редко задумываемся над этим вопросом. А между тем это один из важнейших аспектов правильного, здорового питания. Важно не только употреблять качественную, здоровую пищу, но и делать это по всем правилам.  1. Не ешьте сразу после серьезных физических нагрузок: занятий спортом, тяжелой физической работы, переохлаждения или перегрева организма, а также после бурных эмоций. Сразу после таких нагрузок организму не до выделения пищеварительных соков. Сделайте хотя бы получасовой перерыв.  2. Каждый прием пищи надо начинать с сырых овощей или фруктов. Кушайте их целиком или в виде салатов. Овощи и фрукты, съеденные на пустой желудок, стимулируют работу пищеварительных желез, моторику желудочно-кишечного тракта, способствуют нормализации микрофлоры кишечника. Особенно полезны в этом отношении яблоки, капуста всех видов (белокочанная, цветная, брокколи...), морковь, огурцы, помидоры, сладкий перец. Капусту, кстати, можно употреблять и квашеную - это один из очень немногих продуктов, которые при заготовке впрок почти не теряют своих полезных свойств. 

  1. А вот вместе с термически обработанной пищей, а тем более сразу после нее сырые овощи и фрукты употреблять не следует - в таком случае они способствуют процессам гниения и брожения в кишечнике. Есть фрукты на десерт - вредно!
  2. Тщательно пережевывайте пищу. При жевании происходит не только механическое измельчение пищи (что облегчает работу всем другим отделам пищеварительного тракта), но и частичное расщепление углеводов и некоторых белков под действием ферментов, содержащихся в слюне.  5. Ешьте не торопясь, делайте перерывы между блюдами - хотя бы 5, а лучше 10 минут. Завтрак и ужин должны продолжаться не менее получаса, обед - не менее 40 минут.  6. Не надо пить непосредственно перед приемом пищи, во время и сразу после еды. Исключение можно сделать лишь в том случае, если употребляете очень сухую пищу, которую можно запивать небольшими глотками. Вода, другие напитки смывают слюну изо рта, разбавляют желудочный сок, что негативно сказывается на переваривании пищи. Пить надо минимум за полчаса до еды и не ранее чем через час после еды.  7. Не употребляйте очень холодную (значительно ниже комнатной температуры) и очень горячую (обжигающую рот и губы) пищу и напитки. Нежелательно сочетать в одном приеме пищи холодные и горячие блюда.  8. Сразу после еды не принимайтесь за работу, а немного отдохните. Но не лежите и не спите. Лучше всего неторопливо прогуляйтесь. Перерыв должен составлять не менее 15 минут в случае легкой работы и не менее получаса в случае тяжелой физической. А при серьезных занятиях спортом перерыв между окончанием еды и началом тренировки должен составлять не менее часа.

Дары природы в полезном питании

То, что, употребляя чеснок, можно дожить до глубокой старости, научно не доказано, но он обладает иным положительным свойством. Например, препятствует развитию атеросклероза (старения сосудов) и понижает кровяное давление. Он содержит эфирное масло аллицин, которое помогает уничтожать в организме возбудителей заболеваний и усиливает иммунную защиту. Поэтому ежедневно следует добавлять в пищу зубчик чеснока. 

Многочисленные достоинства чеснока для поддержания здоровья человека изучались тысячелетиями, но только недавно привлекла к себе пристальное внимание его способность поддерживать здоровье сердечно-сосудистой системы. Это вновь возбудило интерес к использованию чеснока в качестве пищевой добавки. Разработаны таблетки чеснока в специальной оболочке, которая растворяется в кишечнике, что устраняет запах чеснока изо рта, но сохраняет его целебные свойства. 

Но, оказывается, удивительными свойствами обладает не только чеснок. Корень сибирского женьшеня усиливает возбудимость мозга и способствует восстановлению памяти. Он рекомендуется при умственном и физическом переутомлении, снижении концентрации внимания, синдроме хронической усталости, вегетососудистой дистонии. 

Корень валерианы помогает снять мышечные спазмы, вызванные напряжением. Хмель способствует релаксации. Кора белой ивы и буквица помогают ослабить головную боль, в то время как корень имбиря справляется с нарушениями пищеварения, вызванными стрессом. 

Недавно ученые открыли способы извлечения хлорофилла из растений для использования его в качестве пищевой добавки. Препараты хлорофилла помогают организму в создании среды, неблагоприятной для роста бактерий. Кроме того, хлорофилл является поливитаминной питательной добавкой и оказывает на организм универсальное воздействие, регулируя функции эндокринной системы. 

Пчелиная пыльца содержит большинство витаминов, более двадцати пяти микроэлементов, двадцать семь минеральных солей и ферментов. Пчелиная пыльца особенно богата витаминами группы В, столь важными для обмена веществ. Благодаря своему витаминному и минеральному составу пчелиная пыльца улучшает функции иммунной системы и поддерживает энергетический запас организма. 

Многофункциональное растение эхинацея, обладающее антибактериальными, противовирусными и антитоксическими свойствами, дает мощную поддержку иммунной системе. В частности, эхинацея улучшает здоровье дыхательной и пищеварительной систем, что делает ее популярной травяной добавкой для защиты от общих респираторных заболеваний и гриппа. 

В течение многих веков зверобой с успехом применялся для лечения ран. Англичане называли его «бальзамом воинов». Во Франции, Италии и Германии зверобой именуют травой Святого Иоанна, которая охраняет дом от злых духов. В наши дни интерес к этому древнему лекарскому средству необыкновенно возрос. Исследования показали, что зверобой действительно изгоняет «злых духов», если под ними подразумевать различные тяжелые заболевания, в частности депрессивные состояния. 

Говорят, что зверобой помогает от тысячи болезней. Вот некоторые из них: 

-Легкая или умеренная депрессия, другие нервно-психические расстройства; синдром хронической усталости.  -Вирусные и микробные инфекции (грипп, простой или опоясывающий лишай).  -Положительное действие зверобоя на гнойные процессы.  -Раны и ожоги. Помогает при резаных, рваных и нагноившихся ранах; при образовании гнойных затеков, очищает рану от микробов и вирусов.  -Заболевания сосудов. Усиливает кровоток в сосудах сердца, что способствует насыщению сердечной мышцы кислородом. Это крайне важно при ишемической болезни сердца.  -Повышает выработку гормона мелатонина в ночные часы. Поэтому зверобой можно рекомендовать для улучшения сна и профилактики склероза.

Необходимые продукты для полноценного питания школьников

 

Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения. 

Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.

В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:  молоко, творог, сыр, рыба, мясные продукты, яйца.

Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника. 

Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. 

Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.

Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать: сливочное масло, растительное масло, сметану.

Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна. 

Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г.

Необходимые продукты в меню школьника: хлеб, крупы, картофель, мед, сухофрукты, сахар.

Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.

 

Продукты, богатые витамином А: морковь; сладкий перец; зеленый лук; щавель; шпинат; зелень;  плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи. Продукты-источники витамина С: красная и черная смородина; красный болгарский перец;  цитрусовые; картофель Витамин Е содержится в следующих продуктах: печень, яйца, пророщенные зерна пшеницы; овсяная и гречневая крупы. Продукты, богатые витаминами группы В: хлеб грубого помола, молоко, творог, печень, сыр, яйца, капуста, яблоки, миндаль, помидоры, бобовые.

В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.

 

Это интересно

 

Более 30% девочек 14-15 лет регулярно отказываются от завтраков. Кроме того, каждая пятая девочка не обедает, а каждая двенадцатая отказывается и от завтрака, и от обеда. Европейские психологи и диетологи констатировали, что многие девочки-подростки являются заложницами стереотипов, когда речь идет о питании и фигуре, и, в результате, становятся врагами собственному подрастающему организму. Исследования, проведенные в странах Западной Европы, показывают, что более 30% девочек 14-15 лет встревожены своей фигурой, из-за чего регулярно отказываются от завтраков. Кроме того, каждая пятая девочка не обедает, а каждая двенадцатая отказывается и от завтрака, и от обеда. Стремление похудеть приводит к истощению организма, в результате чего может произойти задержка полового развития, подчеркивают врачи. А вот высококалорийная диета, напротив, ускоряет половое созревание, доказали ученые из США. При этом в обоих случаях здоровье девочки-подростка страдает. 

Модные диеты, полностью исключающие углеводы или основанные на одном виде пищи, например, грейпфрутах или арбузах, уже на третьи сутки могут стать причиной нарушения концентрации внимания и способности ясно мыслить (дефицит белков и углеводов). Резкая потеря веса за счет воды, протеинов и углеводов (с которыми организм расстается быстрее, чем с жиром) вызывает обезвоживание, ослабляет организм, ускоряет процессы старения. Что немаловажно, волосы могут стать сухими, ломкими, нездоровый цвет лица гарантирован, глаза станут тусклыми(результат недостатка в организме цинка, кальция, витаминов А, Д и других веществ, содержащихся в продуктах животного происхождения). Недостаток в пище жиров способствует застою желчи, что ведет к образованию камней в желчном пузыре. После диет, исключающих углеводы, увеличивается содержание холестерина в крови, могут возникнуть проблемы с сердцем, сосудами, почками. Нередки и такие случаи, когда у женщин, старающихся достичь идеального веса с помощью той или иной диеты, возникают серьёзные изменения гормонального статуса, что неблагоприятно сказывается на здоровье и самочувствии и конечно внешнем виде. Наиболее жесткие диеты способны, в конце концов, стать причиной сердечных заболеваний и рака. Люди, приучившие себя к раздельному питанию, уже не могут вернуться к полноценному смешанному питанию без ущерба для здоровья. 

свернуть

Обязанности дежурного учащегося по столовой

развернуть

ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО УЧАЩЕГОСЯ ПО СТОЛОВОЙ: 

  • Дежурный в столовой начинает дежурство в  9.35 и заканчивает в 14.00 
  • Во время уроков в столовой дежурят два учащихся, во время перемен четыре;
  • Дежурные по столовой  в обязательном порядке носят фартуки, девушкам необходимо собирать волосы;
  • Дежурный в столовой перед началом занятий готовит зал для приема учащихся (снимает стулья,расставляет салфетницы и хлебницы);
  • Дежурный в столовой осуществляет уборку столов после приема пищи;
  • Дежурный в столовой  после окончания занятий готовит зал для уборки (поднимает стулья, выносит мусор).
свернуть

О целесообразности питания

развернуть

Школьник не только «грызёт гранит науки», он в то же время ещё и развивается, и растёт и полноценное питание для этих целей ему просто необходимо. Занимаясь напряжённой умственной деятельностью, школьник расходует свои запасы энергии, а их пополнение напрямую связано с наличием в организме запасов углеводов, в первую очередь глюкозы. Если запас глюкозы в крови снижается, то значительно ухудшается работоспособность ребёнка, он хуже воспринимает учебный материал.

Поэтому целесообразно, чтобы наши ученики получали горячее питание в школе.

Польза горячих завтраков и обедов неоспорима — они намного лучше, чем булочка или бутерброд; они позволяют ребёнку восполнить запас энергии, ведь от 4-6 часов нахождения в школе организм ребенка теряет много калорий. Также наблюдения показали, что в школе, в коллективе ребёнок ест с аппетитом. Высококалорийные горячие завтраки и обеды обеспечивают длительную работоспособность школьников и благоприятно влияют на их физическое развитие.

В школьное меню включены каши, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, рыба, салаты, свежие овощи и фрукты, чай, фруктовые соки и напитки, кондитерские изделия.

Необходимо заметить, что высокая умственная нагрузка школьников приводит к тому, что увеличивается потребность в витаминах и микроэлементах. Если в пище будет не хватать витаминов, то ребёнок может страдать от авитаминоза. У него ухудшается память и работоспособность, нарушается процесс роста.

Продукты школьного питания богаты витаминами, которые участвуют в обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей; стимулируют рост организма; улучшают защитные свойства кожи; влияют на деятельность нервной системы, в частности, на кору головного мозга; регулируют тканевое дыхание; регулируют деятельность нервной системы, дополнительно проводится с-витаминизация блюд.

Всем необходимо помнить, что правильное питание в школе очень важно для формирования здоровья и личности ребёнка. Стоит отметить, что обучающиеся, получающие горячее питание в школе, лучше учатся, меньше болеют и реже страдают от избыточного веса. У них лучше память, выше иммунитет. Помните, что урок — это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы — рукой подать. Кроме того, без горячего завтрака ученик испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина.

Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой жизни, отсутствия многих заболеваний. Мы, родители и педагоги, ответственны за здоровье наших детей.

Двухнедельное меню питания школьников отвечает всем требованиям, максимально соответствует нормам здорового питания, сбалансировано по питательным компонентам. В меню включены обогащённые микроэлементами и витаминами салаты, разнообразные гарниры, фрукты, фруктовые напитки, кисломолочные продукты. Пищевая ценность школьных завтраков и обедов соответствует возрастным физиологическим потребностям детей и подростков.

Далее мы приведём примерный ассортимент блюд и продуктов,  которые предлагаются учащимся в школьной столовой.

В состав завтрака входит комплекс из 4-х блюд.

Мясное блюдо: мясо, рыба, птица,  колбасные изделия высшего сорта.
Гарнир: каша, макаронные изделия отварные, овощные гарниры.
Напиток: чай, какао, сок, витаминизированный напиток собственного производства.
Выпечка: кондитерские изделия, выпечка  промышленного или собственного производства.
 

В состав экспресс-завтрака входит комплекс из 3-х блюд.

Мясное блюдо: из  мяса, рыбы, птицы,  колбасные изделия высшего сорта.
Напиток: чай, какао, сок, витаминизированный напиток собственного производства
Фрукты или кондитерское изделие

 
В состав обеда входит комплекс из 4-х блюд

В состав обеда входит комплекс из 4-х блюд:

салат,
первое блюдо,
второе блюдо и гарнир,
напиток,
салат.
 

Первое блюдо: борщ, суп, рассольник.
Второе блюдо: из мяса, птицы, рыбы.
Гарнир: каша, макаронные изделия отварные, овощные гарниры.
Напиток: чай, какао, сок, витаминизированный напиток собственного производства
Салат из свежих овощей;  салат из отварных либо консервированных овощей.

свернуть

Важная информация

развернуть

В соответствии со статьей 38 Кодекса Республики Беларусь об образовании обеспечение питанием является одной из мер социальной защиты обучающихся.

Организация питания обучающихся в учреждениях образования осуществляется согласно статье 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании в соответствии с нормативными правовыми и иными актами.

Питание в учреждении образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разрабатываемых с учетом физиологических потребностей в основных пищевых веществах и энергии, утвержденных норм питания, дифференцированных по возрасту обучающихся, с учетом сезонности (лето-осень, зима-весна), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, способов их кулинарной обработки.

На основании сформированных примерных двухнедельных рационов питания с учетом товарного обеспечения, местных и иных особенностей составляются дневные рационы питания (меню), единые для обучающихся, которым предусмотрено питание за счет бюджетных средств, а также за счет средств родителей (законных представителей).

При организации питания обучающихся в учреждениях общего среднего образования используются колбасы и сосиски вареные только высшего и первого сортов и не более 1 раза в неделю, при одноразовом приеме пищи.

В пункте 6 Порядок предоставления питания обучающимся, получающих общее среднее образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694 (далее – Постановление № 694), указаны категории учащихся, которым предоставляется бесплатное одноразовое питание за счет средств республиканского и местных бюджетов: в настоящее время это учащиеся I-IV классов средних школ, а также учащиеся V-XI классов, проживающие в сельских населенных пунктах.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 694 бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обеспечиваются учащиеся учреждений общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования из малообеспеченных семей, из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, и из числа детей-инвалидов, обучающихся в средних школах. Данным категориям учащихся предоставляется двух- или трехразовое питание в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования.

В соответствии с пунктами 1.6, 1.7 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» при пребывании обучающихся в средних школах при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, в том числе группах продленного дня, с длительностью пребывания в учреждении образования 6-8 часов им предоставляется двухразовое питание, при пребывании 9-10, 5 часов – трехразовое питание.

Таким образом, указанным категориям учащихся учреждений общего среднего образования может предоставляться либо двухразовое, либо трехразовое питание.

Кроме того, в Постановлении № 694 нет ограничений, устанавливающих предоставление бесплатного питания для учащихся из многодетных семей в зависимости от количества детей, обучающихся в учреждениях общего среднего образования.

Для предоставления питания за счет республиканского (местных) бюджетов для обучающихся из малообеспеченных семей, учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи обучающегося производится в порядке, установленном Постановлением № 694.

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи обучающегося производятся в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь для предоставления государственной адресной социальной помощи, с учетом состава семьи, определенного в части второй настоящего пункта.

В среднедушевом доходе семьи обучающегося в составе семьи учитываются его мать и отец, дети, не достигшие 18 лет, дети в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования, а также инвалиды с детства I и II группы, получающие социальные пенсии.

В ассортименте покупных товаров, реализуемых в объектах общественного питания учреждения образования, в том числе и в школьных буфетах, кафе, необходимо обязательное наличие соков, нектаров плодовых (фруктовых), овощных (с содержанием соковых веществ не менее 50 процентов), молочных, кисломолочных продуктов, в том числе обогащенных микронутриентами, а также других продуктов высокой пищевой и биологической ценности, отвечающих принципам здорового питания (гематоген, мармелад, зефир), в соответствии с рекомендациями Минздрава.

Не допускаются к поставке в объекте общественного питания учреждения образования и использованию в питании учащихся газированных напитков, чипсов, острых сухариков. Реализация в буфете учреждения общего среднего образования отдельных мучных блюд (пиццы, смаженок или сосисок в тесте) должна быть ограничена до не более двух раз в неделю.

Организация питания и обслуживания учащихся осуществляется по предварительным заказам экспресс-завтраков, обедов или через буфет. Ежедневно до девяти часов утра происходит учет наличного состава учащихся и производится корректировка предварительных заказов предыдущего дня.

свернуть

Правила поведения в школьной столовой

развернуть

График питания учащихся

развернуть

ГРАФИК

питания обучающихся

ГУО «Обчугская средняя школа Крупского района»

на   2023/2024 учебный год

Завтрак ГПД: 10.40-10.55

Обед (школа)-11.40-11.55

Обед (ГПД)-13.35-13.50

Полдник 14.35 - 14.55

 

       

свернуть