Псіхасацыяльнае анкетаванне ў 2022 г

Психосоциальное анкетирование

03.09.2022
развернуть

Современная социальная ситуация с воздействием интенсивных, непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций показывает отсутствие у многих подростков зрелости адаптационных механизмов к их преодолению. Вследствие психоэмоционального напряжения они могут демонстрировать различные формы саморазрушающего поведения, в первую очередь такие как употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ (далее - ПАВ). Однократные пробы психоактивных веществ (ПАВ) в молодом возрасте могут привести к формированию аддиктивного (зависимого) поведения (поискового полинаркотического поведения, которое выражается в пагубном пристрастии на фоне осложненной адаптации к проблемным ситуациям и может проявляться в доклинических формах), а в худшем случае к формированию химической зависимости (хроническому, прогрессирующему, рецидивирующему заболеванию, характеризующемуся навязчивым характером употребления ПАВ).

Наиболее эффективным способом предупреждения и прекращения употребления обучающимися подросткового и юношеского возраста ПАВ является системная первичная и вторичная профилактическая работа.

Следует осуществить переход от культурно-воспитательной абсолютно трезвеннической стратегии, основанной на приоритете пропаганды здорового образа жизни, на стратегию формирования безопасных моделей отношения к ПАВ.

Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования аддиктивного поведения у всех обучающихся подросткового и юношеского возраста.

Вторичная профилактика - комплекс мер, направленных на предупреждение формирования химической зависимости у обучающихся группы риска.

Важной составляющей профилактической работы является психодиагностика - оценка и измерение индивидуально-психологических особенностей личности, предрасположенной к формированию зависимого поведения.

Группа риска - собирательное определение для представителей подросткового и юношеского возраста, предрасположенных к формированию химической зависимости.

Предрасположенность к формированию химической зависимости - предрасположенность личности к нарушению социально-принятых норм поведения, детерминированная совокупностью внутренне и внешне обусловленных факторов, образующих и преобразующих диспозиционную систему личности, и проявляющуюся в избирательной направленности личности на употребление ПАВ, вызванную биологическими, социальными и психологическими причинами.

Психоактивные вещества (ПАВ) - вещества, которые при введении в организм могут изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции, способное вызывать изменения сознания и формировать психическую и физическую зависимость. К ним относятся: табак, алкоголь, наркотики, иные психотропные вещества и их аналоги.

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема ПАВ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Выбор аддиктивной стратегии поведения подростка обусловлен трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям. Стремясь уйти от реальности, подростки пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия в диадах «Я - мир вокруг». Аддикты - это индивиды подросткового и юношеского возраста, проявляющие поисковое полинаркотическое поведение в целях ухода из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания.

Известно, что на формирование зависимого (аддиктивного) поведения индивида влияет комплекс факторов - биологических, психологических, социальных. Так как биологический риск может быть выявлен специалистами здравоохранения, для системы образования важным становится выявление психологического и социального (семейного, ближайшего окружения, образовательного) факторов риска.

Психологические и социальные факторы риска:

 • психологический фактор риска:

- поведенческий (недостаток самоконтроля; проблемы (трудности) в межличностном общении; чрезмерная критичность и агрессивность в отношении окружающих; неспособность к принятию решений; склонность к рискованному поведению; привычка уклоняться от жизненных трудностей; деструктивные стратегии копинг-поведения; личный опыт проб ПАВ);

- мотивационно-потребностный (любопытство; высокая потребность в поиске ощущений; разрыв между высоким уровнем притязаний и возможностью их реализации);

- эмоциональный (низкая фрустрационная толерантность; тревожно-мнительные черты характера; частое и длительное пребывание в депрессивных состояниях; гедонистическая установка по отношению к ожидаемым эмоциональным переживаниям; стремление избегать нежелательных эмоциональных состояний и скуки; импульсивность, нарушения привязанности; алекситимия);

- характерологический (неустойчивый, эпилептоидный и гипертимный типы акцентуаций характера);

- когнитивный (проблема интересов; низкий интеллектуальный уровень; высокий интеллектуальный уровень);

- Я-концепция (неадекватная самооценка; низкое самоуважение; комплекс неполноценности);

  • семейный:

- в области реализации семейных функций (отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; насилие в семье; снижение функции социального контроля; неуважительные, взаимоотвергающие отношения в семье; невовлеченность членов семьи в жизнь друг друга, отсутствие общих интересов, увлечений);

- в области супружеских взаимоотношений (затяжные, стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты);

- в области родительско-детских отношений (гипер- и гипопротекция; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания; конфликтность отношений, отсутствие доверия и сотрудничества, директивность и вспыльчивость; низкий авторитет родителей в глазах подростка; чрезмерная концентрация родителей на ребенке либо дистанцирование от него; недостаточная, или патологическая привязанность, неадекватный контроль за ребенком);

  • ближайшего окружения (наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении .подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками; принадлежность к «отвергнутым», пребывание в группе, где употребляют ПАВ);
  • образовательный (хроническая академическая неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частая смена учреждений образования; общественная пассивность; частые прогулы, пропуски занятий) [Кулганов, В.А. Превентология. Профилактика социальных отклонений / В.А. Кулганов, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. - СПб. : Питер, 2014. -304 с.].

Аддиктивное поведение при регулярном потреблении ПАВ может трансформироваться в зависимость – синдром, сочетающий в себе комплекс поведенческих, когнитивных и физиологических явлений, при которых употребление ПАВ занимает в системе ценностей ведущее место и включает: сильное желание принять ПАВ; трудности в контролировании его употребления; упорное продолжение его использования, несмотря на пагубные последствия; предпочтение употребления ПАВ в ущерб другим видам деятельности и выполнению обязанностей; возрастание допустимых пределов употребления; состояние абстиненции. Синдром зависимости может быть по отношению к определенному веществу, классу веществ или к широкому ряду фармакологически различных ПАВ.

В 2015-2016 годах Министерством образования Республики Беларусь была разработана методика проведения обязательного психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов. Следующим шагом в направлении решения проблемы зависимого поведения, согласно п. 49 Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, становится «формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения в целом и антинаркотического барьера как отрицательного отношения к употреблению алкоголя, табачных изделий (в том числе спайсов, электронных сигарет) и наркотических веществ в частности» в режиме «постоянно». Проведение психосоциального анкетирования среди обучающихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (общий возрастной диапазон 11-18 лет) на предмет употребления психоактивных веществ организуется во исполнение подпункта 1.5 пункта 1 заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2014 года № 10 «О совершенствовании работы по медицинскому обслуживанию и лекарственному обеспечению населения» и осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования от 18.11.2014 года № 10-07/П-807 «Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов», утвержденный Министерством образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь 10.11.2014 года.

В учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в целях профилактики зависимости, развития культуры здорового образа жизни обучающихся, формирования позитивных жизненных навыков и компетенций, выработки защитных барьеров к употреблению ПАВ необходимо на постоянной основе:

- осуществлять проведение психосоциального анкетирования обучающихся подросткового и юношеского возраста с целью выявления группы риска формирования химической зависимости (ежегодно, сентябрь- октябрь);

- осуществлять систематическую первичную профилактическую работу с обучающимися подросткового и юношеского возраста (в течение года);

- осуществлять вторичную профилактическую работу с обучающимися группы риска химической зависимости (по необходимости);

- осуществлять психологическое просвещение законных представителей обучающихся, направленное на повышение уровня их компетентности в области воспитания и своевременного выявления риска химической зависимости (в течение года);

- осуществлять психологическое просвещение педагогических работников, направленное на повышение уровня их компетентности в области своевременного выявления риска химической зависимости (в течение года);

- обновлять информационные стенды и рубрики сайта учреждения образования актуальными научно обоснованными медицинскими, психологическими, педагогическими и правовыми рекомендациями профилактического характера (в течение года).

Психосоциальное анкетирование планируется в рамках осуществления профилактической деятельности в учреждении образования, вносится в план воспитательной работы учреждения образования, проводится ежегодно, состоит из двух этапов.

Первичный этап психосоциального анкетирования.

Рекомендуемый период проведения - начало учебного года (до 1 ноября). Психосоциальное анкетирование проводится на основе использования верифицированных анкет, позволяющих выявить у обучающегося риск формирования химической зависимости.

На первичном этапе проведение психосоциального анкетирования рекомендуется в соответствии с использованием методик:

Анкета «Факторы риска» (для подростков 11-13 лет),

Анкета «Факторы риска» (для подростков 14-15 лет),

Анкета «Факторы риска» (для подростков 16-18 лет).

Подготовку бланков анкет и анализ соответствия возрастного диапазона обучающихся заявленному в анкете осуществляет педагог социальный как специалист социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (далее - СППС), в случае его отсутствия – педагог- психолог.

Анкетирование обучающихся на первичном этапе осуществляется педагогами, работающими в средней и старшей школе (классным руководителем, учителем-предметником). Анкетирование должно содержать личные данные обучающегося (фамилия, имя, возраст, класс/группа). Анкеты и опросники, разработанные с учетом возрастных категорий обучающихся, сопровождаются инструкциями по применению, выполнение которых должно неукоснительно соблюдаться специалистом, проводящим анкетирование.

Справочно:

Целесообразно обратить внимание обучающихся на инструкции к каждому вопросу: количество возможных вариантов ответа; правила ответа на табличные вопросы. Проинформировать обучающихся о том, что они могут изменить свое решение, зачеркнув отмеченный номер и указав другой.

Заполненные анкеты по каждому классу педагоги, проводившие анкетирование, передают специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (далее - С1ШС). Специалисты СППС проводят их последующую обработку и анализ результатов, пишут заключение и готовят информацию в справку «О результатах психосоциального анкетирования в учреждении образования» (см. приложение 1). Полученные результаты должны учитываться при проведении мероприятий первичной профилактики употребления ПАВ.

Второй этап психосоциального анкетирования.

Второй этап психосоциального анкетирования представляет собой этап дополнительной диагностики и проводится с обучающимися, отнесенными на первичном этапе к группе риска формирования химической зависимости.

Проведение дополнительной диагностики в соответствии с использованием методик:

«Методика диагностики аддиктивной идентичности» (для подростков 14-13 лет),

методика «Группа риска наркозависимости» (для подростков 14-18 лет),

тест-опросник «Аддиктивная склонность» (для подростков 16-18 лет),

опросник «Риск химической зависимости» (для 16-18 лет).

Анкетирование должно содержать личные данные обучающегося (фамилия, имя, возраст, класс/группа).

Анкетирование и тестирование, их последующая обработка и анализ результатов на этапе дополнительной диагностики осуществляется педагогом- психологом или педагогом социальным.

В случае перевода обучающегося в иное учреждение образования данные психосоциального анкетирования обучающегося, попавшего в группу риска, передаются руководителем учреждения другому руководителю с соблюдением принципа конфиденциальности.

При психосоциальном анкетировании должны быть соблюдены необходимые организационно-методические условия:

  • использование для психосоциального анкетирования рекомендуемого диагностического инструментария;
  • создание спокойной, доброжелательной обстановки, корректное и уважительное отношение к каждому обучающемуся;
  • обеспечение конфиденциальности (не допускается разглашение полученных результатов другим обучающимся и незаинтересованным лицам).

Результаты анкетирования индивидуально доводятся до сведения обучающегося и его родителей (законных представителей) (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Информацию за подписью руководителя учреждения образования о результатах проведенного психосоциального анкетирования необходимо направлять в управления (отделы) образования ежегодно не позднее 1 ноября (Приложение 1).

Для организации профилактической работы с обучающимися и их законными представителями рекомендуется использовать пособия, получившие гриф «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. В целях методической поддержки специалистов предлагается использовать издания УО РИПО, УО РИВШ, ГУО АПО.

Справочно:

Профилактика зависимого поведения: электронное учебно- методическое пособие / В.А. Хриптович. Режим доступа: https ://www. adu. by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2021-2022-uchebnyj- god/organizatsiya-vospitaniya-2021 -2022. html.

Как помочь подростку избежать проблем. Психологические аспекты профилактики химической зависимости / В.А. Хриптович. - Минск: Нац. ин-т образования, 2021.-26/ с.

Луговцова, Е.И. Психология формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов соц. учреэ/сдений общ. сред, образования / Е.И. Луговцова. - Минск : Нац. ин-т образования, 2012. - 192 с.

Купчинов, Р. И. Формирование у учащихся здорового образа жизни (материалы для лекций, бесед, факультативных занятий): пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей / Р.И. Купчинов. - Минск : Нац. ин-т образования, 2009. - 224 с.

Богословская, B.C. «Программа «САП (самочувствие, активность, настроение)»: пособие для психологов, соц. педагогов, воспитателей B.C. Богословская, A.M. Янчий. - Минск : НИО, 2007. - 120 с.

 

АНКЕТА «ФАКТОРЫ РИСКА»

(для подростков 11-13 лет) (автор В.А. Хриптович)

Анкета включает 30 вопросов закрытого типа.

Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 17, 18, 19).

Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 9, 17, 22).

Школьный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий (№ вопросов: 17, 25, 26, 27, 28, 29, 30).

Психологический фактор риска выявляет наличие свободного времени и способ его проведения, импульсивность, субъективное ощущение одиночества, беспомощности; наличие трудноразрешимых жизненных ситуаций, потребность в острых ощущениях, уровень эмоциональной зрелости, наличие непреложных авторитетов, отношение к употреблению ПАВ и личный опыт проб ПАВ (№ вопросов: 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16,20,21,23,24).

Инструкция: Уважаемые обучающиеся! Данное анкетирование проводится с целью изучения Вашего отношения к проблеме употребления психоактивных веществ. Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите ответ, соответствующий Вашему мнению, и отметьте значком » соответствующую ему графу или обведите кружком номер ответа. В табличных вопросах необходимо отметить один ответ в каждой строке.

АНКЕТА

Фамилия, имя (код/шифр)________________________________________________

Возраст __________ Класс/ группа ________________________________________

 

 

Всегда

Часто

Редко

Никогда

1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня

 

 

 

 

2. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга

 

 

 

 

3. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности

 

 

 

 

4. Родители меня не понимают

 

 

 

 

5. Мне непонятно, кого слушать: папа говорит одно, а мама - другое

 

 

 

 

6. Мои родители знают, где и с кем я гуляю

 

 

 

 

7. У меня много свободного времени

 

 

 

 

 

8. В свободное время я:

 

Всегда

Часто

Редко

Никогда

Посещаю секции, кружки, студии

 

 

 

 

Читаю книги

 

 

 

 

Играю в компьютерные игры

 

 

 

 

Провожу время в интернете

 

 

 

 

Смотрю телевизор

 

 

 

 

Провожу время с друзьями на улице

 

 

 

 

Ничем не занимаюсь

 

 

 

 

 

9. Для меня примером для подражания являются:

 

Всегда

Часто

Редко

Никогда

Родители

 

 

 

 

Друзья

 

 

 

 

 

 

Всегда

Часто

Редко

Никогда

10. Я скучаю, мне ничего не интересно и нечем заняться

 

 

 

 

11. Я чувствую себя беспомощным

 

 

 

 

12. Я чувствую вялость, безразличие

 

 

 

 

13. Я соглашаюсь, когда мне предлагают сделать что-то неправильное

 

 

 

 

14. Я злюсь на весь мир

 

 

 

 

15. Я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня

 

 

 

 

16. Я думаю прежде, чем сделать что-либо

 

 

 

 

 

17. Когда у меня случается неприятность, я обращаюсь за помощью к:

 

Никогда

Редко

Часто

Всегда

родителям

 

 

 

 

друзьям

 

 

 

 

учителям

 

 

 

 

родственникам

 

 

 

 

 

 

18. В моей семье относятся к:

 

Отрицательно

Нейтрально

Положительно

курению сигарет

 

 

 

употреблению пива

 

 

 

употреблению крепкого алкоголя

 

 

 

употреблению наркотиков, в том числе спайсов

 

 

 

 

 

19. В моей семье:

 

Никогда

Редко

Часто

Всегда

курят

 

 

 

 

употребляют алкоголь

 

 

 

 

употребляют наркотики

 

 

 

 

 

 

20. С какого возраста, по Вашему мнению, человеку можно:

курить__________________________________

употреблять алкоголь____________________________

употреблять наркотики__________________________

21 .Я считаю, что для организма:

 

Очень вредно

Скорее вредно, чем полезно

Скорее полезно, чем вредно

Полезно

курение сигарет.

 

 

 

 

употребление пива

 

 

 

 

употребление крепкого алкоголя

 

 

 

 

употребление наркотиков, спайсов

 

 

 

 

 

 

22. У меня есть друзья, одноклассники, которые:

 

Да

Нет

курят

 

 

употребляют алкоголь

 

 

употребляют наркотики

 

 

 

23. К ребятам, которые курят, выпивают, я отношусь:

а) безразлично; б) одобряю; в) осуждаю.

 

24. Я пробовал (-а)

 

Да

Нет

сигареты

 

 

алкоголь

 

 

наркотики

 

 

 

 

25. По сравнению с одноклассниками я учусь:

а) лучше; б) как все; в) хуже.

 

26. Я пропускаю занятия без уважительной причины:

а) часто; б) редко; в) никогда.

 

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

27. Педагоги поощряют мои старания

 

 

 

 

28. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах

 

 

 

 

 

29. В последнее время учебные предметы для меня:

а) очень интересны; б) интересны; в) малоинтересны; г) совсем не интересны.

 

30. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:

а) ни разу; б) 1 раз; в) 2 раза; г) 3 и более раз.

Спасибо за участие в анкетировании!


 

Литература:

Хриптович, В. А. Профилактика зависимого поведения / электронное учеб.-метод, пособие / В.А. Хриптович. - Минск : НПО, 2018. - 557 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www. adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2021-2022-uchebnyj- god/organizatsiya-vospitaniya-2021-2022. html.

Хриптович, В. А. Аддиктивная и нормативная социализация личности обучающихся подросткового и юношеского возраста : монография / В. А. Хриптович. - Минск : РИВШ, 2020. - 372 с.

АНКЕТА «ФАКТОРЫ РИСКА»

(для подростков 14-15 лет) (автор В.А. Хриптович)

Анкета включает 35 вопросов закрытого типа.

Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).

Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 23, 24, 25, 26, 27, 28).

Школьный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий {№ вопросов: 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35).

Психологический фактор риска выявляет импульсивность, субъективное ощущение одиночества, беспомощности; наличие трудноразрешимых жизненных ситуаций, потребность в острых ощущениях, уровень эмоциональной зрелости, наличие непреложных авторитетов, отношение к употреблению ПАВ и личный опыт- проб ПАВ (№ вопросов: 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22).

Инструкция: Уважаемые обучающиеся! Данное анкетирование проводится с целью изучения Вашего отношения к проблеме употребления психоактивных веществ. Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите ответ, соответствующий Вашему мнению, и отметьте значком » соответствующую ему графу или обведите кружком номер ответа. В табличных вопросах необходимо отметить один ответ в каждой строке.

АНКЕТА

Фамилия, имя (код/шифр)________________________________________________

Возраст __________ Класс/ группа ________________________________________

 

 

Всегда

Часто

Редко

Никогда

1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня

 

 

 

 

2. Если у меня возникают личные проблемы, я обращаюсь за помощью к родителям

 

 

 

 

3. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга

 

 

 

 

4. Мне кажется, что родители меня не любят

 

 

 

 

5. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности

 

 

 

 

 

 

Да

Нет

6. Мне непонятно, кого слушать: папа говорит одно, а мама - другое

 

 

7. Если я задерживаюсь, я звоню родителям

 

 

8. В моей семье существует запрет на употребление алкоголя

 

 

9. В моей семье существует запрет на употребление наркотиков

 

 

 

10. Если я выпью пива, вина или крепкого алкоголя, мои родители: а) скорее всего, заметят; б) скорее всего, не заметят.

11. В моей семье:

 

Никогда

Редко

Часто

Всегда

курят

 

 

 

 

употребляют алкоголь

 

 

 

 

употребляют наркотики

 

 

 

 

 

 

12. Я считаю, что для организма:

 

Очень вредно

Скорее вредно, чем

полезно

Скорее полезно, чем вредно

Полезно

курение сигарет

 

 

 

 

употребление пива

 

 

 

 

употребление крепкого алкоголя

 

 

 

 

употребление наркотиков, спайсов

 

 

 

 

 

13. Я сам (-а):

 

Никогда не употреблял (-а)

Раньше

употреблял (-а), но бросил (-а)

Иногда употребляю

Ежедневно употребляю

сигареты

 

 

 

 

пиво

 

 

 

 

крепкий алкоголь

 

 

 

 

наркотики, спайсы

 

 

 

 

 

 

 

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

14. Я думаю прежде, чем сделать что-либо

 

 

 

 

15. У меня бывают перепады настроения

 

 

 

 

16. В моей жизни складываются безвыходные ситуации

 

 

 

 

17. Я чувствую себя одиноким

 

 

 

 

18. Я чувствую вялость, безразличие

 

 

 

 

19. Я соглашаюсь, когда мне предлагают сделать что-то неправильное

 

 

 

 

20. Я откладываю на завтра -го, что нужно сделать сегодня

 

 

 

 

21. Мне нужны острые ощущения

 

 

 

 

22. Я чувствую себя беспомощным

 

 

 

 

23. В кругу своих друзей я чувствую себя в безопасности

 

 

 

 

24. Решая свои проблемы, я учитываю мнение друзей

 

 

 

 

25. В моем классе (группе):

 

Никто

Несколько человек

Около половины

Большинство

 

курят

 

 

 

 

употребляют пиво

 

 

 

 

употребляют крепкий алкоголь

 

 

 

 

употребляют наркотики, спайсы

 

 

 

 

26. Среди моих друзей:

 

Никто

Несколько человек

Около половины

Большинство

курят

 

 

 

 

употребляют пиво

 

 

 

 

употребляют крепкий алкоголь

 

 

 

 

употребляют наркотики, спайсы

 

 

 

 

 

27. Если бы кто-то из моих друзей захотел приобрести что-либо из перечисленного, легко ли ему было бы это сделать:

 

Очень легко

Довольно легко

Довольно сложно

Невозможно

сигареты

 

 

 

 

пиво

 

 

 

 

крепкий алкоголь

 

 

 

 

спайсы

 

 

 

 

наркотики

 

 

 

 

 

28. Я знаю взрослых людей, которые употребляли (употребляют) наркотики:

 а) да; б) нет.

29. По сравнению с одноклассниками (одногруппниками) я учусь:

а) лучше; б) как все; в) хуже.

30. Я пропускаю занятия без уважительной причины:

а) часто; б) редко; в) никогда.

31. Я посещаю спортивную секцию, клуб по интересам, кружок, музыкальную (художественную) школ) и др.:

а) да; б) нет.

 

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

32. Педагоги поощряют мои старания

 

 

 

 

33. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах

 

 

 

 

34. В последнее время учебная деятельность для меня:

а) очень интересна; б) довольно интересна; в) малоинтересна; г) совсем не интересна.

35. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:

а) ни разу; б) 1 раз; в) 2 раза: г) 3 и более раз.

 

АНКЕТА «ФАКТОРЫ РИСКА»

(для подростков 16-18 лет) (автор В.А. Хриптович)

Анкета включает 30 вопросов закрытого типа.

Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).

Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 17,18,19,20, 21, 22).

Школьный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий (№ вопросов: 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29,30).

Психологический фактор риска выявляет отношение к употреблению ПАВ и личный опыт проб ПАВ (№ вопросов: 12, 13, 14, 15, 16).

Инструкция: Уважаемые обучающиеся! Данное анкетирование проводится с целью изучения Вашего отношения к проблеме употребления психоактивных веществ. Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите ответ, соответствующий Вашему мнению, и отметьте

значком соответствующую ему графу или обведите кружком номер ответа. В табличных вопросах необходимо отметить один ответ в каждой строке.

АНКЕТА

Фамилия, имя (код/шифр)________________________________________________

Возраст __________ Класс/ группа ________________________________________

 

 

Всегда

Часто

Редко

Никогда

1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня

 

 

 

 

2. Если у меня возникают личные проблемы, я обращаюсь за помощью к родителям

 

 

 

 

3. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга

 

 

 

 

4. Мне кажется, что родители меня не любят

 

 

 

 

5. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности

 

 

 

 

 

 

Да

Нет

6. Если я задерживаюсь, я звоню родителям

 

 

7. В моей семье существует запрет на употребление алкоголя

 

 

8. В моей семье существует запрет на употребление наркотиков

 

 

9. Если я выпью пива, вина или крепкого алкоголя, мои родители:

а) скорее всего, заметят; б) скорее всего, не заметят.

10. В моей семье относятся к:

 

Отрицательно

Нейтрально

Положительно

курению сигарет

 

 

 

употреблению пива

 

 

 

употреблению крепкого алкоголя

 

 

 

употреблению наркотиков, в том числе спайсов

 

 

 

 

11. В моей семье:

 

Никогда

Редко

Часто

Всегда

курят

 

 

 

 

употребляют алкоголь

 

 

 

 

употребляют наркотики

 

 

 

 

 

 

12. Мое отношение к:

 

Положительное

Нейтральное

Отрицательное

курению сигарет

 

 

 

употреблению пива

 

 

 

употреблению крепкого алкоголя

 

 

 

употреблению наркотиков,спайсов

 

 

 

 

 

13. Я считаю, что для организма:

 

Очень вредно

Скорее

вредно, чем полезно

Скорее полезно, чем вредно

Полезно

курение сигарет

 

 

 

 

употребление пива

 

 

 

 

употребление крепкого алкоголя

 

 

 

 

употребление наркотиков, спайсов

 

 

 

 

 

 

14. Я сам (-а):

 

Никогда не употреблял (-а)

Раньше

употреблял (-а), но бросил (-а)

Иногда употребляю

Ежедневно употребляю

сигареты

 

 

 

 

пиво

 

 

 

 

крепкий алкоголь

 

 

 

 

наркотики, спайсы

 

 

 

 

 

 

 

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

15. Я чувствую себя одиноким

 

 

 

 

16. Я злюсь на весь мир

 

 

 

 

17. В кругу своих друзей я чувствую себя в безопасности

 

 

 

 

18. Решая свои проблемы, я учитываю мнение друзей

 

 

 

 

 

19. В моем классе (группе):

 

Никто

Несколько человек

Около половины

Большинство

 

курят

 

 

 

 

употребляют пиво

 

 

 

 

употребляют крепкий алкоголь

 

 

 

 

употребляют наркотики, спайсы

 

 

 

 

 

20. Среди моих друзей:

 

Никто

Несколько человек

Около половины

Большинство

 

 

курят

 

 

 

 

употребляют пиво

 

 

 

 

употребляют крепкий алкоголь

 

 

 

 

употребляют наркотики, спайсы

 

 

 

 

21. Если бы кто-то из моих друзей захотел приобрести что-либо из перечисленного, легко ли ему было бы это сделать:

 

Очень легко

Довольно легко

Довольно сложно

Невозможно

сигареты

 

 

 

 

пиво

 

 

 

 

крепкий алкоголь

 

 

 

 

спайсы

 

 

 

 

наркотики

 

 

 

 

                 
 

22. Я знаю взрослых людей, которые:

 

Да

Нет

употребляли (употребляют) наркотики

 

 

продавали (продают) наркотики

 

 

 

 

23. По сравнению с одноклассниками (одногруппниками) я учусь:

а) лучше; б) как все; в) хуже.

24. Я пропускаю занятия без уважительной причины:

 а) часто; б) редко; в) никогда.

 

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

25. Со своими проблемами я могу обратиться к педагогам, психологу

 

 

 

 

26. Педагоги поощряют мои старания

 

 

 

 

27. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах

 

 

 

 

 

28. Я принимаю активное участие в спортивной, клубной и другой деятельности:

а) да; б) нет.

29. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:

а) ни разу; б) 1 раз; в) 2 раза; г) 3 и более раз.

30. В последнее время учебная деятельность для меня:

а) очень интересна; б) довольно интересна; в) малоинтересна; г) совсем не интересна

Спасибо за участие в анкетировании!

свернуть